Женщина и малыш - 1001mom

Какие бывают способности у ребенка? Залог успешности: выявление творческих способностей у детей Организация детской творческой деятельности дома

Когда я решила написать статью на тему «Как выявить талант у ребенка дошкольного возраста», мне вспомнился случай, который довелось наблюдать в одной музыкальной школе. Родители малявки-дошкольницы, пару раз в неделю посещавшей развивающие занятия, настойчиво допытывались у педагога: «Скажите, у неё есть способности? Есть смысл тратить силы и дальше?».

С одной стороны, о чем можно говорить в столь нежном возрасте, когда личность и психика только формируются. Да и какой смысл? «Тратить силы» - такова уж, извините, родительская доля. Чем более разностороннее развитие получит ребёнок, тем более гармоничная и мощная личность получится. Зазря не пропадёт ничего из обретённого в детстве. На каждом шагу можно видеть людей, которые состоялись на абсолютно иных поприщах, нежели те, к которым их готовили в детстве. Но при этом они не считают, что время тогда было потрачено зря: инженеру пригождаются навыки, полученные в кружке рисования, бизнесмен считает, что его многому научил авиамоделизм.

С другой стороны, никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины профессионального успеха - всё выше и неприступней. А значит, восхождение надо начинать всё раньше и раньше. Будущую олимпийскую чемпионку Юлю Липницкую мама привела на каток в пять лет. Если бы она это сделала несколькими годами позже, из девочки не успели бы вырастить чемпионку. При этом, понятное дело, на какую-нибудь музыкальную школу и вообще что-то помимо спорта времени и сил уже не хватало. Это было везение, что мама угадала талант дочери. В противном случае очень много сил и времени было бы потрачено впустую. Так что желательно всё-таки таланты не угадывать, а определять.

Таланта без интереса не бывает

Специалисты утверждают, что талант, способности у ребёнка дошкольного возраста определить невозможно. «Он нарисовал цветочек» или «она уже знает все цифры» - честно говоря, такое мало о чем говорит, подобный «прорыв» в развитии может быть случайным. А вот наклонности, интересы малютки - это важно. Можно услышать огромное количество историй, как ребёнка в музыкальную школу таскали чуть ли не на аркане, а вырос в итоге гениальный скрипач. Что ж, в жизни бывает многое. Но, как правило, таланты проявляют себя интересами и пристрастиями ребёнка. Более того, есть основания полагать, что талант появляется как раз из интереса - человек просто развивает себя в соответствующем направлении.

Музыкальные наклонности можно увидеть ещё до того, как ребёнок начнет ходить и говорить - он затихает или радуется при звуках музыки, более того, проявляет очень разную реакцию на разные мелодии, любит только некоторые из них. А в дальнейшем его не оторвать от музыкальных игрушек. Схожим образом определяются технические наклонности: дитя «залипает» на конструкторы и пирамидки или на какие-то бытовые технические устройства.

Очень важен, кстати, элемент созидательности. Если ребёнок просто любит слушать музыку, это полдела. Вот если он любит сам подбирать мелодии - это уже кое-что значит.

То же самое с техническими талантами. Обратите внимание, какие устройства по-настоящему интересны ребёнку. Технический гений, как пчёлка на мёд, стремится к сломанным вещам. Он не потребитель, он созидатель, его привлекает именно преодоление трудностей, как альпиниста - заснеженная вершина.

Принцип, я думаю, понятен. Схожим образом можно выявить артистические или художественные задатки. Спортивный ребёнок не то чтобы сильнее сверстников, но у него хорошая координация движений и, главное, неисчерпаемая энергия даже поздно вечером. Словом, обращайте внимание на то, что ребёнок любит делать, с какими игрушками играть, что любит обсуждать и о чем любит говорить.

Прислушивайтесь и к тому, как он говорит: будущий писатель - не обязательно безудержный фантазёр, но он любит рассказывать и пересказывать истории, умеет выстроить сюжет и наполнить его глубиной. В чужих рассказах ему также важны детали: если птичка пролетела, то какого цвета её оперение, какой у неё характер и т.д. Будущий ученый обладает отменной памятью и склонностью к абстрактным умозаключениям. Он ищет глубинные связи вещей. А вот будущий артист склонен до мелочей копировать манеру взрослых говорить (это «передразнивание» может даже возмутить вас), любую тираду превращает в спектакль, крайне эмоционален и стремится быть в центре внимания.

Чтобы выявить талант у ребенка, обратите внимание и на стиль общения, он говорит о многом. Один ребёнок постоянно находится в контакте с взрослыми или другими детьми, другой проявляет склонность к уединённым играм. Общительность и логичность, вообще говоря, антагонисты. Общение затруднено, если ты не понимаешь другого человека, а понять его можно только чувствами, склонность к логике здесь только мешает. Кроме того, успешное решение сложных логических задач требует огромной концентрации, способности отключиться от окружающего мира. Натура же общительного человека всячески противится подобному «отсоединению». Поэтому одни люди успешно коммуницируют, но при этом плоховато разбираются в технике, ненавидят физику и тем более математику. А вот талантливые математики, как правило, балансируют на грани и за гранью аутизма. Так что если ваше чадо безразлично к сверстникам, готовьте его к школе робототехники или математическому кружку.

Не только смотреть, но и видеть

Всё это звучит достаточно банально. В теории. А вот на практике родителям сложнее всего подняться над бытовой суетой. Ведь детские наклонности часто нам мешают. Нас раздражает, что по дороге в садик сын встал как вкопанный возле экскаватора на улице. И тем более - если он сломал дорогой планшет. Очень хочется, чтобы ребёнок был удобным и «стандартным», создавая минимум помех родителям. В своем раздражении мы не замечаем того, что у нас перед глазами, принимая талант за «придурь».

Другое заблуждение - мы видим только то, что хотим увидеть. Мы ведь столько мечтали, каким будет наш ребёнок. Мы четко знаем, каким должен быть ребёнок этого пола, родившийся в нашей семье. Всё, что не подтверждает наши представления и желания, мы подсознательно игнорируем: «Да мало ли что! Это случайность!». Представьте себе, что в какой-нибудь «изысканно-высоколобой» семье довелось родиться спортивному ребёнку. Ходи он хоть колесом - родители и прочая родня не признают, что у них уродился, прости Господи, бегун. Или футболист. И практически любой из нас, увы, проигнорирует технические задатки своей дочери - не положено!

Первый шаг в определении талантов ребёнка - это готовность принять его таким, какой он есть. Впрочем, сегодня родители больше склонны бросаться в другую крайность. Расхожие представления приучили нас к тому, что « каждый ребёнок в чем-то да талантлив». Если честно, уже непонятно, пользы больше от этого принципа или вреда. Родители начали видеть талант в любом проявлении своего чада. А если остатки скепсиса не дают увериться в этом самом таланте, начинается истерика, и «любящие» родители готовы уже зачислить малютку в разряд отсталых.

Им стоит помнить простой научный факт: только в 10-15% случаев природные склонности проявляются в раннем возрасте.

Кстати говоря, привлечение специалистов к выявлению у ребенка таланта мало что дает - на сегодняшний день нет методики, которая позволила бы детскому психологу, пообщавшись с ребёнком, распознать его наклонности и одарённость. Есть попытки делать это, проводя наблюдения и тесты на протяжении длительного времени, но и там особых прорывов пока нет.

Второе - исступленными попытками «пробудить» в ребёнке талант или устранить его «отставание в развитии» можно на всю жизнь искалечить его психику. Ребёнок очень тонко чувствует, когда взрослые любят не его, а некий «идеал», в который он, по их мнению, должен превратиться. Любите ребёнка, давайте ему то, что просит его естество, не отбивайте интерес к окружающему миру принуждением - и у вас вырастит успешный и счастливый ребенок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Принято считать, что все дети талантливы с рождения. Но это известное высказывание справедливо лишь отчасти. Родившись, ребенок имеет задатки определенных способностей, которые обязательно нужно развивать. В противном случае, эти природные предпосылки не принесут заметных плодов. Важно их вовремя заметить, развить и не дать затеряться. Поэтому, правильнее было бы говорить, что талантливыми дети все-таки не рождаются, а становятся.

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Главную роль здесь призваны сыграть родители, которые много времени проводят с ребенком, лучше его знают, чувствуют и понимают. Наблюдая за тем, чем малыш предпочитает заниматься, в какие игры играет, чем интересуется и какие вопросы задает, можно составить представление об его интересах и способностях .

Теоретически все довольно просто, но в обыденной жизни сложно подняться над суетой. Детские интересы и наклонности часто мешают и даже раздражают взрослых. Например, мало кто обрадуется, если по дороге в садик сын остановится, чтобы наблюдать за работой грейдера или экскаватора. Еще меньше будет восторгов по поводу разобранного на запчасти планшета.

Но ведь таланта без интереса не бывает! А талантливый ребенок очень нуждается в великодушном проводнике, направляющем его способности в нужное русло. Поэтому родителям нужно смотреть и видеть, слушать и слышать и очень важно – не навредить.

Как помочь развитию таланта ребенка


Помня, что талант – это более высокая ступень способностей, необходимо разобраться к какой области деятельности человека относятся наклонности конкретного ребенка и исходя из этого их развивать.

У ребенка музыкальные способности, если он:

  • при звуке мелодии устремляется туда, где она звучит, пританцовывает, улыбается;
  • пытается повторить услышанную мелодию, легко ее запоминает;
  • чувствует ритм;
  • очень эмоционально поет;
  • учится играть на музыкальном инструменте;
  • сочиняет сам мелодию.

Для того, что развить музыкальный талант ребенка нужно знакомить малыша с различными музыкальными произведениями, ходить с ним на концерты, рассказывать о композиторах и музыкантах. Для детей постарше можно скачать программу для создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.

Ребенок обладает художественными способностями, если он:

  • любит рисовать, раскрашивать или лепить;
  • осознано комбинирует краски и материалы;
  • любит создавать предметы, имеющие прикладной характер;
  • со временем может высказать свое мнение о произведениях искусства.

В таких случаях родители могут показать малышу, как сделать интересные предметы или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам. Кстати, эти работы могут послужить хорошей основой для домашней выставки.

У ребенка – спортивные способности, если он:

  • очень энергичный, подвижный, ловкий и готов играть на детской площадке по нескольку часов подряд;
  • спокойно относится к синякам, ссадинам и шишкам;
  • любит различные состязания;
  • физически сильный;
  • чтению предпочитает соревнования или бесцельную беготню.

Имея такого ребенка, имеет смысл познакомить его с различными видами спорта и предоставить ему возможность выбора. Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей семьей.

Литературное дарование ребенка может проявляться в том, что он:

  • любит слушать, читать и листать книги;
  • имеет богатое воображение, фантазирует и сочиняет сказки;
  • обладает богатым словарным запасом, интересуется значением новых слов.

Для дальнейшего развития литературного таланта рекомендуется записать ребенка в библиотеку и ходить туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно. Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях. Можно и нужно устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.

Ребенок имеет очевидный артистический талант, если он:

  • умеет говорить ярко и эмоционально;
  • владеет выразительной мимикой и жестикуляцией;
  • любит подражать героям сказок, фильмов, обычным людям, изменяя голос;
  • хочет и умеет вызывать эмоции у людей, рассказывая о чем-то;
  • любит, чтобы его слушали.

Как развивать артистический талант ? Можно создать домашний театр, читать детские произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.

Ребенку присущи технические способности, если он:

  • обожает собирать и разбирать механические предметы;
  • старается самостоятельно найти причину поломки механизмов;
  • может отремонтировать игрушки, применить имеющиеся запчасти для сборки других поделок;
  • конструирует;
  • увлекается специальной литературой.

Отметим, что способности к технике проявляется, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта , а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.

Способности к научной работе можно распознать, если ребенок:

  • демонстрирует неподдельный интерес к числам и счету;
  • увлекается настольными играми и ребусами;
  • разбирает игрушки, выясняя, как они функционируют;
  • может легко концентрироваться;
  • обладает способностью к абстракции и обобщениям.

Чтобы развить научный талант нужно постоянно вовлекать ребенка в хозяйственную деятельность, где требуется что-то считать. А еще желательно совместно с ним решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур. Можно скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего возраста.

Что еще нужно учитывать при развитии природных способностей ребенка?


Активная деятельность по выбранному направлению поможет развитию способностей ребенка. Важную роль в этом процессе играют не только воспитание и характер, но и отношения в семье.

Занятию творчеством детей лучше всего мотивируют совместные с родителями мероприятия. Семейные праздники, походы, экскурсии в музеи, театры и выставочные залы, совместное прослушивание музыки, чтение книг, игры и многое другое помогает прогрессу творческой активности . Благодаря этому ребенок становится уверенным в себе и более склонным ко всем начинаниям. Талант останется нераскрытым, когда между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Если родители равнодушны к занятию ребенка, то у него может легко пропасть интерес к своему увлечению. Но, если семья поддерживает его, то способности получат быстрое развитие и могут перерасти в нечто большее – в талант.

При выборе кружка, секции, студии нужно учесть способности ребенка, не забывая об его пристрастиях и желаниях. Если малыш не имеет определенных способностей к занятию, которое для него выбрали взрослые, то у него может развиться комплекс неудачника. Чем больше старшее поколение будет заставлять ребенка, тем больше вероятность того, что они сами будут недовольны полученными результатами. Очень важно – не совершить ошибку и не выдать собственный выбор за выбор ребенка .

Каждому возрастному периоду соответствуют определенные умения. Уже в первые два года ребенок начинает проявлять первые задатки творческих способностей. В возрасте трех или четырех лет малыш расположен к знаниям и охотно занимается многими видами творчества. В пять - шесть лет происходит формирование интересов и способностей в результате каких-либо занятий. Поэтому приветствуется посещение различных студий по интересам. Достигнув семи - восьмилетнего возраста, ребенок, как правило, уже определяется с увлечением к какому-либо одному виду деятельности. Подростковый возраст характеризуется формированием устойчивых интересов и самостоятельного творческого мышления.

Однако важно отметить, что иногда способности проявляются не в детские, а в юношеские годы. И к этому тоже нужно быть готовыми.

Методическая разработка на тему: «Игры и игровые упражнения для развития артистичности детей дошкольного возраста на занятиях хореографией»

Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития артистичности детей дошкольного возраста на уроках хореографии. Работа раскрывает практические способы решения данной проблемы, путём представления различных методов и приёмов, успешно применяемых педагогом на практике, и носит прикладной характер. Разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, работающих в хореографических, спортивных, театральных, вокальных и прикладных объединениях для работы с обучающимися дошкольного возраста.

Введение
Артистичность – это высокое творческое мастерство, художественность (по словарю Ефремовой). Артистичность в детской хореографии это умение выразить эмоции, образ и предложенные обстоятельства в танцевальном номере согласно его сюжету, используя мимику, пантомимику, жесты и голос. Ведь танец это маленькое представление и исполняют его пусть и маленькие, но уже артисты. Запомнить последовательность всех движений, комбинаций и перестановок большая задача для ребенка любого возраста.

И зачастую так бывает, что усердно стараясь исполнить всю эту последовательность, ребенок, сосредоточившись, танцует весь номер с серьезным выражением лица, будто решает математическую задачку. А лицо должно работать, должно гармонировать с движениями. Поэтому одной из задач педагога хореографа является развитие артистичности детей, что определяет актуальность данной разработки. Для решения этой задачи есть масса игр и упражнений на любой возраст, которые можно использовать во время любого урока в качестве заминки или отдыха.

Эти игры и упражнения разносторонние и решают множество дополнительных задач, таких как развитие фантазии, снятие эмоционального и физического напряжения, снятие зажимов и раскрепощение, постановка дыхания, сплочение детского коллектива, дарят эмоциональный заряд и уверенность.

Новизну разработки определяет тот факт, что методических пособий посвященных этой теме не много, ещё меньше среди них тех, которые носят прикладной характер. Решая эту проблему, приходится обращаться к работам, посвященным театральной деятельности, музыкально – ритмического и физического воспитания, а также к опыту коллег.

Цель данной программы – представить педагогам способы решения проблемы развития артистичности детей дошкольного возраста на занятиях хореографии, путем изложения практических методов и приёмов.

В данной разработке изложены игры и упражнения для детей дошкольного возраста и представлены с использованием их по ходу урока. Многие из них носят ситуативный характер и родились в импровизации. Ведь уровень психологического состояния и потребностей детей может вносить свои коррективы в ход урока. Что бы урок прошел с достижением первостепенных задач иногда приходиться импровизировать. В таком совместном творчестве рождаются интересные решения. Использование представленных игр и упражнений предполагает вариативность в согласии с целями и задачами урока, и могут применяться ситуативно.

Задача педагога на данном возрасте сохранить детскую непосредственность, которая так умиляет зрителей, и развить выразительность лица. Лучший способ для этого игра, ведь игра на данном возрастном этапе это основной вид деятельности детей. Ко всему, они только начинают своё знакомство с хореографией, поэтому весь урок построен через игру, с использование речёвок и заклинаний, образов и перевоплощений, пальчиковых и дыхательных игр, творческих заданий, а также игр на внимание.

Представленный материал используется в рамках программы по хореографии «Ритмика и танец». Особых условий для применения и трудоемкости использования разработки нет.

1.Принципы организации игр и игровых упражнений

В предлагаемой технологии реализуется деятельностный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой деятельности: мотивация к игре, определение цели игры, достижение игровой цели и осознание результатов.
Хочется отобразить и некоторые дидактические принципы, которые особенно важны для организации игровой и творчески-поисковой деятельности с детьми дошкольного возраста.
1. Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего создание условий, в которых дети чувствует себя «как дома», ориентация детей на успех и главное ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества. Данный принцип предполагает ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире. Здесь речь идет о личностном отношении ребенка к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип развивает творческое мышление детей, но и педагога, помогая ему находить множество различных вариантов реализации содержания в работе с детьми.
5. Принцип минимакса позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.

2.Методические рекомендации, игры и игровые упражнения с использованием по ходу урока
Работа с детьми дошкольного возраста подразумевает яркий эмоциональный показ, живое участное общение с детьми, ситуативность хода урока, совместное творческое начало, использование интересного музыкального материала доступного по стилю и характеру для восприятия детьми.

2.1.Постановка корпуса
6 позиция – «Это коробочка с секретиком для мамы, ни кому секретик показывать нельзя!»
1 позиция – «Это коробочка с подарком для мамы, открываем коробочку широко, что бы мама подарок наш красивый увидела» или на внутренней части стопы написано на каждой ножке: «Я молодец!» А ребятам проговариваем: «Открываем ножки широко, чтоб все прочитали и знали какие вы молодцы!»
Вытяжка – правая рука это подъёмный кран, озвучиваем его похожими звуками, а деткам говорим: «Подъёмный кран взял нас за макушку, схватил за волосюшку и тянет высоко, чтоб ребята высокие и красивые стали»;

— «Представим что наша голова это воздушный шарик, а теперь засасываем в шарик гелий, это такой легкий газ, который поднимает наш шарик к потолку. Ой, сейчас улетим! Берем скорее гантели в каждую руку и крепко держим»;
— «Берем розового слона и садим его на правое плеч. Теперь берем сиреневого слона и садим его на левое плечо. Какие слоны то тяжелые, плечи никак не поднять» (для фиксации плеч);
— «Представьте ребята, что потолок это огромный магнит. А мы металлические игрушки, так сильно к потолку притягиваемся, вот вот улетим. Давайте магнит поскорее выключим, мы уже все красиво встали»;
— «Сколько в лесу грибов красивых появилось, и спорят они кто всех краше. Самый веселый грибок предложил: «Вот грибник идет, кого к себе возьмет тот и краше». Стали грибочки изо всех сил тянутся, чтобы всю свою красоту показать». Грибником выступает педагог, можно похвалить грибочки, а можно и в корзину друг за дружкой собрать и змейкой походить и рисунки поучить;
— научившись подтянутому положению, предлагаем детям образ принцесс и принцев: «Давайте, поприветствуем друг друга, как принцы и принцессы приветствуют друг друга на балу» важно погрузить детей в образ, расписав какие красивые наряды у принцесс, шпаги и шляпы у принцев;
— используем образ сосулек со словами: «Я сегодня шла, шла, шла и сосулечку нашла, не такую, не такую, а длиннющую большую!» Ребята на слова «не такую» показывает размер сосульки 10см, 50 см, а на слова «длиннющую большую» опускают ручки от подмышек вниз и вытягиваются;
— позже можно обыгрывать противоположные образы, делая акцент на том, что ребята танцоры и должны стоять как наиболее подходящий персонаж или предмет, например: жирафики и бегемотики, огурчики и помидорчики, сосульки и сугробики, стрелочки и часики, ракета и вертолётик, фиксики и смешарики и др.
Руки на поясе – «Одеваем на ручки варежки, четыре пальчика вместе живут, а пятый с ними не дружит» — показываем с малышами обиженную мордашку и ставим ручки на пояс;
— ручками изображаем змеек шипящих друг на друга, сами шипим и сердимся: «Поссорились змейки поругались, а потом как хвать нас за животик». Ставим руки на пояс.

Руки «на юбочку» – «Представим, как с плечика катится капелька, она должна скатится с пальчика и упасть». Пальцем проводим по руке, как будто катится капелька, акцент на том, что она нигде не должна остановится.

Держим ноги вместе и пальцы рук вместе – изображаем, как ручками сыплем муку, затем добавляем яйцо, перемешиваем миксером, показываем на ладошках клей. Педагог, проверяя клей на клейкость пальчиком, делает вид что приклеивается и с трудом отдергивает палец. «Теперь мажем ножки, прижимаем их друг к другу, что бы лучше склеились, мажем пальцы склеиваем (кроме большого), мажем ладошки и приклеиваем их на пояс». После педагог проверяет работу детей, качая их в стороны, тянет за ноги и за руки, хвалит и журит;

— сшиваем ножки, изображая весь процесс, как взяли иголку, вдели нитку, завязали узелок, сшили оби ноги от носков до паха, откусили ниточку, воткнули иглу в игольницу. Для проверки результата дети прыгают, не разводя ног.

2.2.Поклон
Этот элемент урока тоже может быть обыгран как приветствие принцев и принцесс, а может быть положен на детскую музыкальную композицию и в зависимости от нее инсценирован.

2.3.Разминка
«Грудь вперед, прямая спинка начинается разминка» — с такими словами мы начинаем разминку. Проговаривая речёвку, дети встают в исходное положение. Разминка наша не простая, а с позами. Дети встают в различные позы ими собственно сочинённые или по заданию, и замирают, как будто их фотографируют, на начало музыкальной фразы позы меняют и так четыре раза до завершения музыкального квадрата, дальше продолжается разогрев.

После разминки проверяем, как хорошо ребята разогрелись. Дети поднимают ладошку, готовясь потрогать лоб, педагог говорит: «А вы не боитесь проверять, мы так сильно разогрелись, градусов, наверное сто! А я боюсь! Давайте посчитаем до трёх и тронем лоб», — вместе считаем до трех, трогаем рукой лоб и взвизгивая отдергиваем её будто обожглись, дуем на «пострадавшую» руку. Или берем кусочек воображаемого льда, кладем на лоб и показываем, как кусочек растаял, и водичка побежала, вытираемся.

2.4.Прыжки
Прыжковая часть урока это просто кладезь различных образов! Это и зайчики, и лягушата, и кенгуру, и котята, и мячики, и ракеты, и шпионы. А вот так можно обыграть превращение в какой-нибудь персонаж. Сварить варенье – собираем ягодки, добавляем сахар, перемешиваем, гримасничаем, как вкусно пахнет, опускаем руку в кастрюлю и поочередно с удовольствием облизываем каждый пальчик. Тоже проделываем второй рукой. Гладим животик, корча довольные мордашки. Вдруг животик заболел, касаемся руками поочередно животика, плеч, щек и вот на голове выросли уши или появились когти с длинным хвостом. Вместе говорим: «Были ребята, стали зайчата или котята или кенгуру».

Сварить сок (лимонад) — тянемся на носочках собираем с дерева фрукты, кладем под пяточки присаживаясь на корточки — это соковыжималка. Делаем releve, таким образом выжимаем сок. Достам из под пяточек стакан с соком, показываем его всем, нюхаем как вкусно пахнет, вставляем трубочку и пьём, гладим себя по животику, финал тот же что и с вареньем. Каждый раз проговариваем с детьми, какие ингредиенты мы выбираем на сегодняшний урок – это позволяет ребятам использовать имеющиеся знания и опыт, а также активизирует их воображение, порой такие фантастические рецепты получаются.

С новыми малышами мы всегда зайки. Прыгаем под музыку, как только музыку остановили, зайки прячутся в норки (ложатся калачиком на коврики), к ним приходит лиса или волк или Баба Яга с гостинцем и просит отрыть дверь, ребята никого не пускают, отказываясь от гостинцев и говорят, что кушают только морковку и капусту. Последний раз зайки прячутся за дверь. Дверь мы рисуем цветными карандашиками (пальчиками) и показываем, как прячемся за дверью – ушки прижали, хвостик прижали, лапочки спрятали, мордашки испуганные. А пришла к нам на этот раз Юлия Евгеньевна, принесла с собой морковку и капусту целый мешок налетай скорей дружок. Ребята подбегает к педагогу и берут гостинцы, возвращаются на места и подставляя обе руки к личику говорят: «хрум, хрум, хрум за ушами только шум». Слова педагога: «Много витаминов в овощах, покажите какие вы стали сильные, а какие высокие». Ребята показывают силу, сгибая руки, как силачи и вытягиваются, показывая какие они высокие.

Еще одно любимое детьми упражнение на прыжки это «Джеймс Бонд». В этом упражнении мы стреляем как шпионы, сдуваем дым от пистолетов, смотрим в бинокли, летаем на ракете под саундтрек к одноименному фильму. Возможно, любимое это упражнение именно потому, что позволяет ребятам побыть в роли крутого шпиона.

2.5.Игры на координацию в пространстве, знание сторон право и лево
Эти игры используются перед отработкой танцевальных ходов в колонах, поэтому важно повторить, где находится правая, а где левая сторона, также уместны игры на координацию в пространстве, так как ребятам предстоит поменять положение и вернуться на свои места.

Всем известная игра «Правая и левая строят города, правая и левая водят поезда, правая и левая могут шить и штопать, правая и левая могут громко хлопать» используется в следующей интерпретации: первый раз мы повторяем слова, второй раз мы рычим слова как медведи, движения при этом размашисты, третий раз как мышки пищим и движения показываем пальчиками, будто это мышиные лапки, а последний раз как рыбки не произнося ни слова, только открывая рот. При этом рыбка педагога очень хитрая и нарушает последовательность движений, специально путая малышей, задача ребят исполнить правильно и не попасться на уловку. Образы здесь могут быть любые с характерным исполнением слов и движений – волк, лиса, робот, солдат и др.

Дождик — игра на координацию в пространстве. Дети по команде разбегаются по залу. Педагог говорит: «Кап, кап дождик пошёл», ребята возвращаются домой. Как же под дождем гулять, дети перечисляют что нужно одеть на прогулку и изображают, как обувают сапоги, курточку и берут зонтик. Снова бегут гулять, прыгая по лужам. Команда педагога: «Ууу, метель поднялась», ребята бегут на места и одевают штанишки, валенки, куртку теплую, шапку, шарф, варежки, и вновь отправляются на прогулку лепить снеговика.

Слова педагога: «Мама домой зовёт — «Солнышко моё иди домой» берем в руки кружку с чаем, а там лимон плавает, вылавливаем его, смотрим на свет какой красивый, желтенький, вкусненький, наверное, давайте лизнём» — детки «лижут» лимон и мордашками показывают какой он кислый, затем выбрасывают кусочек и запивают чаем.

Ребята постарше после комбинаций придумывают прыжки собственного сочинения и самые интересные демонстрируют друг другу, группа повторяет. Это упражнение хорошо активизирует двигательную фантазию.

2.6.Колонны
На этом этапе урока отрабатываются и разучиваются различные танцевальные шаги. И для лучшего уяснения материала мы обращаемся к различным образам. Кто так может двигаться? Маршируют, конечно же, солдатики, бег с захлёстом это бег лисички, бег с высоко поднятыми коленями это бег лошадки, мелкий бег, руки держат юбочку это бегут принцессы, ходьба на носочках на вытянутых ногах это цапли по болоту шагают. Разучивая и закрепляя шаги, мы развиваем образ, обыгрывая то, как мы выглядим, где мы находимся, что мы здесь делаем. Из урока в урок, отрабатывая шаги, нам достаточно назвать образ для того, чтоб ребята поняли, что от них требуется и правильно исполнили.

2.7.Игры на развитие мимики, на перевоплощение, на внимание, пальчиковые игры
Мимика. Цирк. Сидя на коленях, ребята закрывают ладошками глаза – это ширмочки. Педагог говорит, какой на сцену выходит клоун, а дети изображают его выражение лица. По очереди появляются грустный, злой, хитрый, удивленный и веселый клоуны.

Перед игрой мы разминаем мышцы лица: тянем себя за щечки, отправляем воздушные поцелуйчики, языком упражнение часики или качельку и надуваем по очереди щечки.

Улыбка . Улыбаемся широко, так чтоб зубки было видно, как будто подарку радуемся. А теперь обиделись, надули губки, бровки нахмурили. Итак, чередуем улыбку с надутыми губками несколько раз. Чтобы улыбка получилось естественной, перед упражнением можно рассмешить ребятишек, погримасничав или рассказав шутку. Они запомнят это ощущение, и им легче будет улыбаться по заданию.

Перевоплощение . Шалды – Балды. Это волшебное заклинание произносится, когда ребята садятся в круг и кладут ладошки на соседские колени. «Шалды Балды ликоток – хлопают друг друга по коленкам, Унцы брынцы тракоток – посолили макушку затем подбородок, Чекубрики, чебукрики сентебряки пупырики – поднимаем руки и опускаем два раза, Тарарам тарарам бух бабам» – подали правую руку соседу справа, затем левую положили на руку соседу с лева и на последние слова встали на колени и руки подняли наверх. После этих слов происходит волшебство, ребята узнают от педагога кем или чем они стали, и в совместном творчестве исполняют образ. Можно в качестве подсказки включить им музыку, это даст полет их фантазии и больше заинтересует. Это могут быть сосульки, снежный ком, одуванчик, морские обитатели, листопад, грибная поляна, байкеры, бабочки, обезьяны, лягушата, снежинки, тролли, стая птиц и многое другое.

Мы не скажем, а покажем, всё руками перескажем. После этих слов, по заданию педагога, дети изображают какую либо работу (профессию). Педагог выбирает наиболее точный вариант и просит ребенка еще раз исполнить перед группой. Затем комментирует его исполнение, объясняя ребятам, почему этот вариант самый точный. Такое упражнение активизирует внимание, мышление, логику и фантазию.

Внимание . Светофор. Красный цвет дети стоят, желтый цвет хлопают, зелёный бегут на месте. Педагог даёт команды и вместе с ребятами исполняет это разогрев, далее игра усложняется. Педагог говорит одну команду, а показывает другую, специально путая детей. Кто не попадется тот и молодец.

Нос, потолок, пол. Аналогичная игра. По команде, пальцем показываем на нос, на потолок, на пол. Усложняя игру, педагог путает детей.
Рыбка. Педагог одной рукой делает вид, что держит аквариум, вторая рука это рыбка. Как только рыбка выпрыгивает из аквариума, дети должны её поймать, хлопнув в ладоши. Рыбка очень хитрая и иногда обманывает ребятишек, будто хочет выпрыгнуть, главное не попасться.

Пальчиковые игры. Для развития артистичности уместны и пальчиковые игры. Короткие стишки могут содержать в себе образ, описывают какое либо событие или действие, им могут быть присуще различные состояния: удивления, радости, доброты, испуга, злости, которые нужно не только пальчиками успеть показать, язычком проговорить, но и личиком отобразить.

Ножки, ножки, где вы были? (наклоняемся к ногам)
— За грибами в лес ходили. (маршируем)
— А вы, ручки, помогали? (руки в стороны)
— Мы грибочки собирали. (изображаем)
— А вы, глазки, помогали? (показываем пальчиками на глаза)
— Мы искали да смотрели, все пенечки оглядели. (рука у лба, смотрим в разные стороны)
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики)
Эта долька для чижа. Эта долька для котят. Эта долька для утят.
Эта долька для бобра, а для волка кожура. (трясём пальчиками)
Разбегайтесь, кто куда! (прячем ручки за спину)
Рассердился волк, беда! (изображаем сердитого волка)

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы морковку трём, трём (кулачки трут друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепоткой солим)
Мы капусту мнём, мнём (пальцы сжимаем и разжимаем)
Рыбки плавали, купались (ладошки сомкнуты и двигаются как рыбки)
В теплой чистенькой воде.
То сожмутся (сжимаем кулачки), разожмутся (растопыриваем пальцы)
То зароются в песке (движение «моторчик»)
Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)
Хомка раненько встаёт (потягиваемся)
Щечки моет, глазки трёт (изображаем)
Подметает хомка хатку(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать (показываем какой он сильный).
— Мама, мама!
— Что, что, что?
— Гости едут.
— Ну и что.
— Здравствуй, здравствуй.
— Чмок, чмок, чмок. (Растопыренные ладошки сомкнуты, на каждую реплику пальчики стукаются друг об друга, начиная с мизинчиков. Здороваясь, обнимаются друг с другом и целуются)

Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки испеку два пряничка,
Кушай, кушай мамочка сладеньких два пряничка.
И ребяток позову, пирожками угощу!
(движения воспроизводятся по тексту)
Сидели два медведя на тоненьком суку (изображаем медведей и сук)
Один читал газету (раскрываем руки, как будто читаем газету)
Другой молол муку (стучим кулаком о кулак)
Раз — ку-ку, два — ку-ку, (руки в стороны по очереди)
Оба шлепнулись в муку. (опускаем руки вниз)
Нос в муке, хвост в муке, (показываем нос; показываем место, где должен быть хвост) Ухо в кислом молоке (показываем ухо)
С каждым разом эта игра проводиться быстрее и быстрее.
Пау-пау-паучина паутину сшил (первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл (движение руками будто брызгаем, потираем ладоши)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать (растопыренные ладони качаем по сторонам и потираем)
Пау-пау-паучина трудится опять! (пальцы вновь плетут паутину)
Когда дети освоят эту игру можно усложнить её, плетя паутину, первым и третьим пальцами, затем первым и четвертым, первым и пятым.

2.8.Гимнастика
В гимнастике для разучивания материала также используются образы, по тому же принципу, что и в прыжках. Овладев набором определенных упражнений, дети исполняют гимнастику под музыку как танцевальный партерный этюд, используя уже имеющиеся образы, вырастающие в маленькие события или истории. Здесь большим помощником нам служит сама музыкальная композиция. Среди используемых упражнений есть сюжет стирки, путешествия в лодочке, отправление электронного письма, история про котят, концерт на болоте, образ часиков, пчелок, гусеничек, моря, бабочек.

На начальном этапе разучивания упражнения шпагат хороша история про деревья. «Стоят на поляне деревья сухие, скрюченные, страшные (ребята изображают деревья). Отчего же они такие? Правильно, им не хватает воды. Давайте нашими корнями изо всех сил тянуться. Корни наши прямые, ни кто колени не сгибает (тянут шпагат). Дотянулись до воды, смотрите какие наши веточки стали красивые (встали, выпрямились). Еще потянулись за водой, листочки на деревьях появились (пальчиками пошевелили). Ещё раз потянулись и созрели на деревьях яблочки, оказывается, это яблоньки засохшие стояли. Давайте с каждой веточки по яблочку попробуем». Дети изображают, как кусают яблоки и какие они на вкус.

Финал урока
На конец урока я предлагаю использовать подвижные игры, главным образом для того, чтоб дети получили положительный эмоциональный заряд и уходили с урока в приподнятом настроении. Эти же игры несут на себе и функцию развития артистичности, и использование пространства, и развитие фантазии.
1,2,3 замри или морская фигура или замирашки. Дети двигаются на счет и на команду замирают по заданию.

Тема задания может быть совершенно любая. Можно замереть в каком ни будь гимнастическом упражнении или в позе из танца для закрепления пройденного, а можно и в образе по теме, где педагог будет отгадывать, кто изображен или что изображено. Можно замирать по отдельности, а можно и всем вместе в общей фигуре. В замирашки можно играть и под музыку. Движения под музыку могут быть по заданному образу, могут быть произвольными. Музыку рекомендуется останавливать в конце музыкальной фразы для развития слухового внимания. Также замирашки играются на выбывание, где, в конечном счете, остается один, два победителя.

Дискотека . Это игра настоящая детская дискотека. Под музыку ребята произвольно танцуют, по команде возвращаются на места, девочки держат юбочку, приседают и взвизгивают под музыку, затем мальчики топают ногой, замахиваются рукой и кричат «Эх». Эти движения чередуются с произвольными. На конец мелодии все строятся и исполняют финальное движение. Для этой игры подойдёт любая динамичная детская песня, в зависимости от музыкального материала следует подобрать и танцевальные движения.

Обнимашки . Под музыку дети танцуют, как только музыка остановилась, педагог произносит цифру. Детям нужно обняться в таком количестве, какое назвал педагог. Кому не хватило ребят, выходят из игры. В конечном итоге должно остаться двое победителей. Победители награждаются аплодисментами, после чего все вместе танцуют и строятся на поклон.

Исполнение собственного сочинения. Дети с удовольствием исполняют свои небольшие танцевальные произведения, используя не только движения, а некий образ и даже выстраивают сюжет. Как правило, это несколько последовательных действий, но завершенности в них пока нет. Тем не менее, детям приносит огромное удовольствие исполнение их собственной работы. В конце урока можно посмотреть один, два этюда. Других желающих на следующем уроке.

Зеркало . Дети разбиваются по парам, справа ребенок «зеркало» слева ребенок, который будет смотреться в зеркало. Далее смотрящиеся принимают любые позы, а «зеркало» повторяет их с максимальной точностью. По команде дети меняются. Собственно принцип зеркального отражения используется на каждом уроке, но одно дела повторять за педагогом, другое за таким же, как ты.

Заключение

В дополнительное образование заниматься хореографией приходят совершенно разные дети, с разными способностями и задатками. Приводят этих ребят совершенно разные родители, у каждого из которых имеется свой запрос к результатам образования.

Большинство мам и пап приводят своё чадо для общего разностороннего развития, понимая, что хореография имеет для этого множество инструментов. Некоторые родители ведут ребенка на занятия по медицинским рекомендациям врача, желая улучшить его здоровье. Кто то, хочет видеть своего ребенка на сцене. Многие мамы сами в детстве занимались хореографией, и не видят лучшего занятия для своих дочерей, чем танцы.

Сложно приходится порою педагогу, реализовывая все поставленные перед ним задачи. Зачастую не всегда возможно сформировать группы по способностям детей. Поэтому развивая физические, музыкальные и артистические данные надо понимать, что развиваться они будут у каждого по разному. Это обусловлено состоянием нервной системы и общим физическим состоянием ребенка.

Ребята более способные могут участвовать на конкурсе и концертах различного уровня. Дети менее одаренные хореографически с радостью покажут себя на открытом уроке для родителей. Ведь непременно каждый из них развивается и растёт, и нам есть, что показать родителям!

Результаты работы:
1.Радость от игр дарит детям ощущение комфорта, эмоциональный заряд и положительные ассоциации с занятиями.
2.Расслабление мышц лица. Убираются такие зажимы как поджимание и прикусывание губ, высунутый язык.
3.Использование масок. Овладевают набором основных выражений лица, могут использовать их по заданию.
4.Улыбка. Собственно её наличие это уже большой результат. Произвольная улыбка в течение некоторого времени это ещё большее достижение.
5.Раскрепощенность движений. Дети произвольно двигаются легче и свободнее, умеют замирать, легко выбирают позы, ориентируются и используют пространство.
6.Обогащенная фантазия и более развитое внимание.

С уважением, Наталья Довбыш
руководитель проекта

Любой грамотный психолог вам скажет, что в каждого человека изначально заложен какой-либо талант, да вы и сами не сомневаетесь, что у вашего бесценного сокровища обязательно есть какой-нибудь дар.

И это абсолютно верно: все дети очень талантливы, каждый обладает исключительными способностями, а вот вовремя их заметить, а затем развить и направить в верное созидательное русло – задача родителей.

Талант или амбиции родителей?

У каждого взрослого есть определенные высокие стремления, но не все они нашли реализацию в жизни, поэтому нередки случаи, когда родители пытаются их воплотить через своего ребенка, порой даже не осознавая этого. Как быть в этом случае? Мудрый родитель никогда не станет навязывать свою точку зрения собственному ребенку, а, наоборот, приложит все силы, чтобы выявить интересы собственного чада и постараться помочь ему реализовать их.

Как обнаружить талант?

Нужно просто понаблюдать за ребенком, а затем проанализировать его поведение: что ему интересно, что ему удается делать лучше других? Может быть, он рисует чудесные сюжетные картинки или ловко скачет через скакалку? Тогда, возможно, стоит записать его в изостудию или спортивную секцию.

Когда поддержка родителей очень важна?

Если вы заметили у своего чада такие способности, то в этот момент очень важно поддержать его: не жалейте похвалы за успехи, поддерживайте в трудные моменты. Такое участие ему крайне необходимо – он поймет, что родители в него верят, и это придаст ему максимум уверенности в своих силах. Не расстраивайтесь слишком сильно, если однажды ваше чадо скажет вам, что больше не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось. Не ругайте его, постарайтесь разобраться в причинах такой перемены настроения. Возможно, это просто усталость, а может быть интерес полностью исчерпан.

Если это не просто каприз, а осознанное решение, то не нужно обострять ситуацию, а постараться выбрать смежную область деятельности. Лучше заинтересовать ребенка снова, чем заниматься тем, к чему не лежит душа.

Общение с ребенком на первом месте

Активное, но ненавязчивое участие в жизни вашего чада, постоянное проявление интереса к его делам позволит ребенку понять свою важность и значимость в жизни своей семьи, а вы сможете вовремя заметить все тревожные моменты в его жизни.

Самостоятельность – это важно

Не нужно ходить за ребенком по пятам и постоянно его контролировать. Гораздо эффективнее научить его самого планировать свое время и отслеживать свои дела. Постоянное многократное напоминание сделать что-либо навряд ли достигнет цели, а вот общение на равных, доверие принесет свои положительные плоды – ребенок обязательно оценит ваше отношение и будет вам искренне благодарен.

Ищем таланты

Музыкальные способности

У вашего малыша есть музыкальные способности, если он:

  • очень любит слушать музыку;
  • легко запоминает ритм и саму мелодию;
  • с особым чувством и эмоциями играет на музыкальных инструментах;
  • а также, возможно, сам сочиняет музыку.

Технические способности

О наличии технических способностей сигнализирует:

  • пристальный интерес ребенка к различным механизмам;
  • трепетная любовь к конструкторам, деталям устройств;
  • умение чинить неисправные приборы;
  • желание рисовать интересные чертежи;
  • особый интерес к технической литературе.

Научный интерес

В вашем ребенке живет научный работник, если он:

  • способен четко и правильно выражать свои и чужие мысли;
  • делает обобщения;
  • воспринимает абстрактные понятия;
  • ему нравится читать научно-популярные статьи и книги;
  • он постоянно пытается дать свое объяснение различным реалиям;
  • не расстраивается, если его изобретения не оценили взрослые, а через некоторое время пытается разобраться снова, чтобы устранить недостатки и довести свою идею до совершенства.

Незаурядный интеллект

О наличии незаурядного интеллекта у вашего чада сообщают его способности:

  • последовательно рассуждать;
  • легкость восприятия;
  • отличная память;
  • наличие здравого смысла, а иногда и чересчур трезвого расчета;
  • наблюдательность;
  • умение быстро реагировать на новое в его жизни.

Талант к спорту

У вашего ребенка есть талант к спорту, если он:

  • чрезмерно энергичен и постоянно находится в движении;
  • его не страшат шишки и синяки;
  • он является победителем в различных потасовках;
  • вы думаете, что у него где-то есть нескончаемая батарейка, потому что он никогда не устает.

Художественные способности

Художественные способности имеют место быть, если ребенок:

  • выражает свои мысли рисунками;
  • трепетно относится к произведениям искусства;
  • постоянно лепит, рисует, чертит, пытается сделать такую поделку, которой можно найти практическое применение – украсить интерьер или одежду.

Литературный талант

Ваш ребенок отлично пересказывает сюжет произведения, фантазирует на тему реального события, создавая из этого необычную историю, а персонажи его рассказов – очеловеченные и интересные, он любит уединяться для написания своих опусов – в нем наверняка есть проявления литературного дарования.

Подведем итоги

Не при каких обстоятельствах не вздумайте сомневаться в своем ребенке! Это самая серьезная ошибка, которую совершают взрослые, а сравнение со сверстниками, которые делают что-то лучше вашего чада, очень расстраивают его и напрочь отбивают желание и стремление что-либо делать. Ваша искренняя вера в него и поддержка помогут ему свернуть горы! А ваша главная задача – помочь ребенку найти и раскрыть свой талант.

"От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира —
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский

Уже с самого раннего возраста можно увидеть, как проявляются первые признаки разных талантов у малышей: кто-то любит танцевать, кому-то хочется петь, кто-то любит мастерить, а кто-то решать логические задачи или рисовать...

Сложно сказать, что любовь к какому-то виду деятельности — это и есть талант, ведь способности проявляются позже, а развивая способности, мы получаем талант. Быть талантливым — это не обязательно значит быть знаменитым художником или учёным — есть много талантливых людей в разных областях.

Кто-то говорит, что талант (греческое talanton) — это "выдающееся врожденное качество". А кто-то — что талант нужно совершенствовать. Третьи верят в то, что способности и таланты передаются по наследству.

Википедия определяет талант как "определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта". Формирование и развитие таланта ребёнка зависит во многом от условий жизни и деятельности. Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Давайте попробуем ответить.

Проблема определения способностей ребенка встает перед родителями с самого раннего детства. Родителей начинает волновать вопрос поиска дополнительного образования. Музыкальная студия, студия творчества, спортивная или какая-то другая? Порой трудно сделать выбор, чтобы не навредить. Отдать ребенка в студию и развивать в одном направлении? А вдруг ошиблись? Отдать в разные студии? А вдруг ребёнок будет слишком уставать?

При выборе студии родители должны оценить возможности ребёнка и учесть его интересы. Важно помнить, что любая деятельность — это труд ваш и вашего ребенка, подчиненный жёсткому распорядку и режиму. Томас Эдисон говорил: "Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота". Только постоянные занятия и тренировки дадут положительный результат. Но если ребёнок не обладает определёнными способностями к деятельности, которую ему выбрали старшие, то у него может развиться комплекс неудачника, и вы не получите ожидаемых результатов. Ваше желание, чтобы ребенок пел или занимался музыкой, может обернуться психологической травмой для ребенка. Прислушайтесь к желаниям ребенка и помогите ему в выборе студии, проявите смекалку, чтобы мотивировать малыша.

Из закона Ньютона известно, что сила действия прямо пропорциональна силе противодействия — чем больше родители будут заставлять ребенка, тем меньше вероятность, что они сами будут довольны результатами. По этой причине психологи и педагоги советуют выбирать такие кружки и секции, где не стремятся сделать маленького чемпиона или лауреата, а просто помогут определить и развить способности малыша.

1. Музыкальные способности малыша

До года о музыкальных способностях можно судить только по косвенным признакам. Малыш улыбается, когда слышит музыку, затихает, может подпевать — "гулить". Наблюдайте за ребёнком. Если он проявляет эмоции, когда играет музыка, подпевает, а может, даже постукивает ногой в такт музыке, или хлопает в ладоши под музыку, быстро запоминает слова и мелодию, поёт самостоятельно, то это указывает на то, что в музыкальной студии он будет заниматься с удовольствием. Существует очень эффективная система Судзуки — уникальный метод раннего музыкального развития. Эта система предусматривает обучение игре на скрипке, (флейте, фортепиано, виолончели) с двух-трёх лет. Дети очень быстро начинают играть несложные произведения. По мнению японского педагога Шиничи Судзуки, все дети музыкальны, нужно только вовремя начать развивать способности: "То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно". Цель музыкальных занятий с малышами Судзуки определил так: "Моя задача не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека".

2. Технические способности

Ребёнок любит сидеть с конструктором часами: строит, придумывает, собирает по схеме, моделирует. Обычно дети, имеющие технические способности, часто задают вопросы: как это работает, а что у него внутри, а зачем нужна эта деталь, а будет ли работать, если... Не отмахивайтесь от таких вопросов и старайтесь отвечать на них, покупайте энциклопедии и конструкторы, развивайте интерес к различным механизмам.

3. Исследовательские способности

Дети с исследовательскими способностями любят проводить опыты, часто задают вопросы "почему?", устанавливая причинно-следственные цепочки различных природных явлений, а так же с интересом рассматривают научные энциклопедии и с удовольствием смотрят научно-популярные передачи.

4. Художественные способности ребенка

Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам творчества, стоит обратить на это внимание и развивать этот интерес малыша.

В раннем возрасте не учат классическим канонам рисования, а лишь развивают художественные способности. В хороших детских изостудиях создают творческую атмосферу, ваш ребенок сможет развить свое воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет.

5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка

Если вы однажды заметили, что ваш ребенок любит кому-то подражать, копировать походку, манеру речи, с радостью выступает на концертах и праздничных мероприятиях, то вы можете смело привести его в театральную студию. Сегодня детские театральные студии, почему-то не очень популярны у родителей. А зря: ведь они смогут научить детей быть смелыми и уверенными, раскованными и непринужденными. Дети читают наизусть стихотворения и басни, развивают речь, тренируют память, пополняют словарный запас. Кукольный театр развивает не только речь маленького актера, но и моторику, а также координацию движений. Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

6. Спортивные секции. Физические способности

Дети с физическими способностями очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни.

7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности

Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма? Слушает музыку, "пританцовывает" и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное занятие в студию ритмики, хореографии, фитнеса, аэробики или танца. В танцевальных кружках учат не только красиво двигаться и танцевать: занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию. Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе Айседоры Дункан — в классах нет станка, там не требуют специальной одежды и обуви для танцев. По этой системе танец — это некая импровизация, свободные движения под классическую музыку.

У вашего ребёнка могут быть разные способности, задача родителей — поддерживать и развивать их.

Методы определения способностей ребенка

Метод Описание
Наблюдение Наблюдая и изучая то, чем ребёнок любит заниматься, чем интересуется, родители с лёгкостью могут составить представление о возможностях своего малыша.
Игра Предоставьте возможность выбора игры. Обратите внимание, в какие ролевые игры любит играть ребёнок.
Обращение к специалистам по раннему развитию, психологам и педагогам. Тестирование Существуют диагностические программы, которые помогут в определении способностей. Например, при определении уровня интеллектуального развития используют тест Векслера. Чтобы узнать творческий потенциал ребёнка, его эмоциональное и психическое состояние, используют методику "Несуществующее животное". А также могут использовать комплексную диагностику.
Совместная деятельность Совместное общение, безусловно, развивает творческую активность и помогает развитию таланта. Возьмите за правило организовывать семейные праздники-традиции, кукольные представления по выходным, походы, экскурсии. Слушайте вместе музыку, читайте, играйте в игры, посещайте музеи и выставки, театры, мастер-классы, концерты.

Результаты диагностики не могут определить будущие достижения и таланты ребёнка, но, тем не менее, это не умоляет важности раннего выявления способностей. В наших силах помочь ребенку изучать, творить, заниматься интересными и увлекательными занятиями. Со временем, ваш ребенок сам поймет, чем ему заниматься серьезно, а что останется просто хобби. Очень часто бывает, что талантливые дети, не имея возможности развивать свой талант, становятся посредственными учениками.

Современные школы предъявляют к ребёнку достаточно жесткие требования. Предоставьте возможность малышу проявить свои способности, развить их и преумножить в детских дошкольных учреждениях. Помогая раскрыть таланты ребёнка, вы научите его общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно, поможете и способность к адаптации в любых ситуациях. Наверняка, лет через 18-20 ваши дети поблагодарят за это. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее к проявлениям своего ребенка — и у вас все получится!

Модель Наталья,
методист сети детских развивающих
клубов "АЗ-БУ-КА"

Комментировать статью "Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша"

А вы считаете, что на способность детей к обучению влияют гены? Я считаю, что влияют, не единственным фактором, разумеется, но влияют. Разумеется гены влияют на способности к обучению, и на другие особенности развития. Но не настолько прямолинейно, что "если папа...

Как выбрать профессию. Развитие способностей Востребована ли профессия Мы часто считаем развитие способностей чем-то вроде хобби, возможно... Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.

Раздел: Образование, развитие (Способности ребенка). Вопрос репетиторам, Вы родителям всегда правду о способностях говорите? Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 18+.

есть способности выше среднего, а ребенку на это плевать. Есть любимое дело, только...(умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память Музыкально -двигательные способности. Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма...

Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов. Сингапурская математика. Этот метод решения дает детям глубокое понимание процесса решения. Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка Методы определения способностей ребенка Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Тема создана для обсуждения статьи. "Алло, родители ищут таланты!" - дополнительное образование детей.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. 1. есть ли у него музыкальные способности. которые надо както развивать. 2. нравится ли самому ребенку все это - петь...

Вот, например, нет у ребенка музыкального слуха, или рисует он, как курица лапой Развить ведь до определенной степени можно почти все, правда, не всегда Если ненавидит - это другое. Вопрос был есть нет способностей, т.е. на неосведомленный взгляд мамы их нет.

а как определить, есть ли у ребенка способности к европейским языкам? Неоднократно слышала мнение, что дети, имеющие музыкальный слух чаще всего обладают Посмотреть темы в других конференциях: Детские сады и дошкольное образование Образование взрослых.

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам Совместное общение, безусловно...

Как определить способности ребенка?. Достижения. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Ну так слух развивать надо, как и любые другие способности. Реально людей совершенно без музыкального слуха мало.

способности это приходящее и уходящее, если вовремя не спохватиться и неразвивать, у всех детей есть способности и таланты и необязательно в ограниченом Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка.

Поступаем в музыкальную школу. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Выразила желание играть на скрипке, но узнав что это трудно, сразу отказалась. Хочет играть на флейте, но я не знаю возьмут ли ее, вроде бы там на зубы смотрят, а у нее верхние зубы как раз...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Многие родители задаются вопросом: как определить и Мне народные способы определить пол ребенка всегда казались забавными и интересными, предлагаю вам их перечень - гадайте на здоровье...

Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Развитие ребенка - дошкольника: дополнительное Как помочь ребенку стать внимательным? Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Музыка. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Дорогая, возник вопрос, действительно: а какие музыкальные способности или навыки нам, родителям нужны в детях. и какие будут нужны...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей...

Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!