Женщина и малыш - 1001mom

Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой? Как приучить ребенка есть ложкой самостоятельно и с какого возраста его можно этому научить Когда начинать учить ребенка есть ложкой самостоятельно

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 27.03.2019

Малыш растет, и родители с гордостью наблюдают, как изо дня в день он становится все активнее и самостоятельнее. Ребенок все хочет попробовать сделать без помощи взрослых - хватает бутылочку и пьет из нее, достает свои любимые игрушки из корзинки и затем кидает их обратно.

Также первые попытки самостоятельности касаются и процесса еды. Сброшенная тарелка с супом, размазанная каша, пюре на голове, одежде и руках - такие картины мама видит каждый день.

Конечно, молодые родители теряют терпение от постоянных переодеваний и стирки вещей ребенка, и поэтому стремятся научить ребенка кушать самостоятельно. В большинстве случаев дети с радостью хватают ложечку и стараются подражать взрослым - зачерпывают ею кашу и несут ко рту. А иногда процесс самостоятельно есть ложкой у малыша может затянуться, к большому недоумению и сожалению взрослых.

Первые результативные попытки кушать самостоятельно карапуз демонстрирует в возрасте 1 года, к 1,5 годам обычно все дети относительно аккуратно кушают ложкой.

Специалисты советуют приучать малышей к ложке после 10 месяцев, однако не сильно надеясь на успех.

Какую ложечку следует выбрать для крохи?

Один из важнейших вопросов в процессе учебы, какой ложке отдать предпочтение? Обычно используют следующие виды: серебряные, специальные резиновые, анатомические либо чайные. Все хороши по-своему и каждая имеет свои недостатки, но как показывает практика, лучше всего приучить ребенка кушать самостоятельно с помощью пластмассовой ложки. Такие ложечки легкие, компактные, яркие и красочные. Когда кроха видит яркую ложку, он воспринимает ее как объект игры, и с удовольствием будет пытаться есть такой ложечкой.

Когда детки становятся постарше специалисты советуют выбирать им обычные столовые ложки, сделанные из железа.

Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.

Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.

Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи - это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей - это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.

Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.

Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.

Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой.

Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.

Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент - это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.

Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.

Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.

Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.

Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.

Аккуратность и хорошие манеры за столом

Вначале о хороших манерах и аккуратности ребенка за столом можно не вспоминать, процесс освоения самостоятельной еды не способствует их развитию. Начиная с 2-3 летнего возраста мама должна потихоньку учить чадо как вести себя за столом, мягко и терпеливо объяснять, какое поведение за столом допустимо, а какое нет.Запомните, аккуратность и хорошие манеры – это вопрос времени. Научить этому вполне можно.

Умение самостоятельно кушать – сложный навык, для освоения которого и малышу, и его родителям потребуется масса времени, терпения и олимпийского спокойствия. Но если сделать все правильно, этот период жизни вашей семьи подарит море позитива, счастья и незабываемых веселых моментов. Когда и как обучать ребенка? Поделимся секретами.

Секрет первый: ложка – особая игрушка

Для детей раннего возраста все, что попадает в поле зрения, а тем более в руки, вызывает неподдельный интерес. И первый вопрос, который возникает в пытливой младенческой головушке: «А как с этим можно играть?» Познавать мир через игры увлекательно и совсем не страшно. Но если с молчаливого одобрения родителей можно музыкальным телефоном забить пластмассовые гвозди в пластилин, а горшок примерить вместо шапки, то ложка во всех ситуациях должна быть ложкой . Что это значит?

С того момента, как мама впервые даст малютке ложечкой питье или прикорм, у него появляется и постоянно закрепляется понимание назначения этого столового предмета. Родители в будущем сэкономят себе немало нервных клеток, если будут мягко, но настойчиво ограничивать поведение своего чада в определенных рамках . То есть ложку можно держать и перекладывать в ладошке, подолгу мусолить во рту, кормить ею кукольных друзей и всех домочадцев, возить по тарелке или стучать по чашке (только сидя в стульчике для кормления). Но если, наигравшись так, начать бросать ее на пол, то мама поднимет и подаст ее только два раза подряд, на третий положив в шкаф для посуды. И по дому ходить с ней, проверяя на прочность все щели и розетки, не разрешит, и в песочницу вместо лопатки не даст.

Так у малыша гораздо быстрее закрепится своеобразный рефлекс: ложка в руке – надо кушать. Дальше, когда малыш уже начнет есть самостоятельно, его надо будет только поддерживать. То есть как только увидели, что утоливший голод кроха, заскучав за столом, начинает отвлекаться, — докормить его. А если он уже использовал ложку как боевое орудие для метания остатков еды, сразу же спокойно останавливать сражение.

Секрет второй – всему свое время, и держать ложку – тоже

У новорожденных детей есть бессознательный хватательный рефлекс. Если вложить им ложечку в ладонь, они крепко ее сжимают. Но очень быстро выпускают из руки, даже не проследив, куда она упадет. Потому надо подождать, пока ребенок не потянется к ложке сознательно. Это происходит обычно во время кормления : мама подносит порцию водички или прикорма, а малютка хватает ее за кисть и широко открывает ротик. Не отводите руку крохи, а одобрительно улыбнитесь и замедлите свои движения, дав ему возможность получить удовольствие от своих первых попыток себя покормить. С каждым разом движения младенца будут становиться все точнее, и он вскоре схватит уже не мамин палец, а ложку. Причем он сразу же уверенно потянет ее в тарелку за новой порцией еды. Не мешайте ему: несколько дней или недель вам так и придется держать ложечку вдвоем, пока он решительно не отстранит вашу руку. С этого момента сразу готовьте две ложки: одну – для него, вторую – чтобы одновременно его докармливать. Обратите внимание: ваше чадо уже ест самостоятельно!

Мы специально не указываем, на каком месяце жизни малютка впервые захочет поучаствовать в процессе его кормления. Это очень индивидуально и зависит от особенностей внутриутробного развития, от состояния физического и психического здоровья после рождения . В среднем живой интерес к приему пищи появляется после четырех месяцев, попытки «помочь маме» — после шести, а первое самостоятельное попадание ложкой в рот – после семи месяцев. Полностью самостоятельно (без докорма) дети начинают кушать в возрасте от двух лет, а аккуратно – не ранее трех. У подвижных и темпераментных малышей еда может оказаться под столом и в пять лет.

Секрет третий: что надо, чтобы научить ребенка кушать самостоятельно

Запоминайте 8 не обязательных, но очень полезных условий успеха:

1. Нетравматичная, удобная и привлекательная ложка. Лучший вариант – детская, не причиняющая боли и легко умещающаяся в ладошке. Вначале – из мягкого силикона, затем (когда прорежутся клыки) – из более плотной пластмассы. 2. Подходящий стульчик для кормления. Обратите внимание: ребенок сможет полноценно орудовать ложкой только после того, как будет устойчиво сидеть, не отвлекаясь на попытки удержаться, чтобы не упасть. 3. Личный пример домочадцев. Замечено, что быстрее начинают самостоятельно кушать те дети, которых сажают за общий стол. Особенно полезен (положительный!) пример старших братьев и сестер. 4. Постоянство и настойчивость. После того, как малыш проявил желание есть без помощи взрослого, надо давать ему эту возможность в начале каждого приема пищи. И не торопитесь сразу его докармливать, иначе задавите на корню всю инициативу маленького человечка. 5. Тарелка с присоской. Какая разница, что находится внутри игрушки, если она так забавно скользит по столу и с громким звоном падает на пол? А еще мама так смешно вскрикивает, подпрыгивая со своего стула и ползая потом на коленках по полу… 6. Правильный подбор еды для тренировки навыка. Главное для ребенка – чтобы он ел с удовольствием. Для этого надо соблюдать режим кормления и класть в детскую тарелку только любимые блюда (остальными, просто полезными, кормить из своей ложки). Для мамы немаловажно, чтобы не приходилось после каждого приема пищи делать генеральную уборку кухни. Потому начинайте с кусочков мягких фруктов, мармелада, овощей и печенья, порезанных оладий и сырников, нежирных вязких каш, картофельного пюре. Никто вас не осудит, если будете придерживаться правила: «чем чаще ребенок промахивается ложкой мимо рта, тем гуще будет еда в его тарелке». 7. Отсутствие посторонних раздражителей. Помните первый секрет? В ручке у крохи уже есть игрушка! А потому выключайте телевизор и освободите папу от обязанностей клоуна. 8. Спокойствие и только спокойствие! Любое проявление агрессии, как то недовольный взгляд или громкий возглас, могут испугать малютку и надолго отбить у него охоту даже прикасаться к ложке. Намного приятнее видеть ободряющую улыбку и слышать искреннюю похвалу. Расшалившийся непоседа быстрее успокоится, если поймет, что его непозволительные игры с едой родители без эмоций игнорируют.

Секрет четвертый: как не впасть в истерику и получать удовольствие вместе с ненаглядным поросенком

Через этап неряшливости в еде проходят все дети без исключения . Просто родители воспринимают его по-разному: как катастрофу или как доказательство, что малыш развивается нормально и становится самостоятельным. Потому одна мама будет кривиться от отвращения, а другая (и это будете вы) – светиться от счастья. Как сохранить себе нервные клетки?

  1. : дорогой фарфор, антикварное плюшевое кресло, ручной работы ковер с пола и гобелен со стены. По возможности отодвиньте стульчик для кормления подальше от штор.
  2. из легко впитывающего материала снаружи или со специальным складкой-кармашком внизу, в который будет собираться не попавшая в рот еда. Держите про запас сразу несколько штук.
  3. , и ее не жалко часто стирать.
  4. . Тогда, чтобы уменьшить ущерб для остальных помещений в доме, эту комнату можно будет превратить в детскую творческую мастерскую. Поставьте сюда столик для занятий и лепите, делайте аппликации, рисуйте – в том числе и на обоях.
  5. Не можете заставить себя долго терпеть беспорядок? И не надо! Малыш аккуратности учится в первую очередь у родителей. Потому. Тогда вы сможете без шума и отвлекающей суеты собирать разлетающуюся пищу и по мере загрязнения очищать ручки и мордашку. Награда за проявленное терпение не заставит себя долго ждать: вскоре ваш маленький поросенок попросит вытереть ему вынутый из каши кулачок.

И последний совет: ! Приступ отчаяния или злости при виде устроенной вакханалии пройдет мгновенно, как только вы запечатлеете радостную измазанную мордашку на пленку. Разглядывая получившиеся кадры, вы уже будете улыбаться, испытывая чувство умиления и огромное счастье. Ведь у вас растет такое замечательное чадо!

Естественное любопытство маленького ребенка позволяет ему самостоятельно обучиться многим навыкам. Родителям остается только поддерживать и направлять малыша. Умение кушать ложкой самостоятельно – одно из главных достижений ребенка раннего возраста.

Когда ребенок начинает есть ложкой сам

Все детки разные и развиваются они тоже по-разному. Кто-то уже в полгода проявляет интерес к ложке, а кто-то и в три просит маму покормить его. Но общие временные рамки все же имеются. Обычно уже с полугода ребенок начинает есть прикорм, осваивая кашки и овощные пюре. Уже в эти моменты он тщательно рассматривает ложку, которой мама его кормит. Ему интересен этот предмет, он воспринимает его как игрушку. Если малыш пытается отнять у вас ложку – не противьтесь этому. Просто возьмите другую ложку, чтобы не прерывать процесс кормления.

В среднем, ложками начинаются интересоваться в 7-9 месяцев. К году малыш умеет мало-мальски управляться с этим столовым прибором и хотя бы несколько раз доносит пищу в рот. Уже к двум годам ребенок ест ложкой не только кашу и вязкие продукты, но и суп. Окончательными аккуратными навыками приема пищи малыш овладевает только к трем годам. Хотя некоторые непоседы могут и в пять есть так, что вся еда оказывается под столом.

Ложка – не игрушка!

С самых первых моментов, когда ребенок начинает интересоваться ложкой, нужно дать ему понять, что с ней делать можно, а что нет. С ложкой можно играть за столом – мусолить ею во рту, стучать по тарелке, кормить маму, бабушку и куклу. А вот когда ребенок пытается начать таскать ложку по квартире и совать ее во все щели – мягко заберите столовый прибор у него из рук. Таким образом вы фиксируете у ребенка четкую ассоциацию – ложка нужна только для еды. Не для ковыряния в цветочном горшке, не для пересыпания песка в песочнике и уж точно не для того, чтобы стучать по маминой голове. Обозначив границы поведения в самом начале, родители освобождают себя от многих потенциальных проблем.

Рано или поздно ребенок заинтересуется ложкой и вытащит ее из ваших рук. Поощряйте эти действия – хвалите малыша за самостоятельность. После этого он попытается сам зачерпнуть немного еды. Если это у него не получается, осторожно помогите ему – сделайте так, чтобы в его ложке оказалась пища. Первое время кухня после трапезы будет напоминать грандиозное сражение – кусочки каши размазаны по столу, полу и стенам. Однако соберите в кулак все свое терпение, будьте спокойны и уравновешены. Вот несколько советов, которые помогут вам облегчить процесс приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

  1. Ложка должна быть комфортной. Не стоит малышу сразу же давать металлический прибор. Во-первых, такая ложка тяжелая – ребенок не сможет ею управляться, в его ручонках еще так мало сил. Во-вторых, металлическая ложка может нанести травму – малыш может ударить такой ложкой себе по голове и руке, может прикусить из-за нее язык. Лучше всего использовать обычную пластмассовую детскую ложку, часто на ней изображены сказочные герои, делающие столовый прибор еще более привлекательным. Для малышей, у которых еще не прорезались зубки, есть мягкие силиконовые ложки, которые можно кусать и грызть.
  2. Стульчик для кормления должен быть устойчивым. Малышу будет удобно ковыряться в тарелке ложкой, если уровень стола будет достаточно комфортным.
  3. Отдельно хотелось бы сказать о тарелках. Купите специальную детскую тарелочку на присосках. Она крепится на поверхность стола и снять ее без специальных усилий будет невозможно. То есть, ваш малыш в порыве игры не сможет опрокинуть тарелку.
  4. Учите ребенка на личном примере. По возможности кормите ребенка в то же время, когда вся семья трапезничает. Обратите внимание крохи на то, как едят ложками остальные члены семьи.
  5. Не торопитесь кормить ребенка второй ложкой – так вы отобьете у него желание к самостоятельной деятельности. В начале трапезы, когда малыш хочет есть, а не настроен играть, пусть он кушает сам. Так голод заставит ребенка бросить все силы на освоение навыка. А через некоторое время можно помочь ребенку, покормив его остатками каши.
  6. Пока малыш только учится есть самостоятельно, кладите ему в тарелку только каши и густое пюре. Суп пока ему есть самому рановато.
  7. Чтобы ребенок стремился есть ложкой, кладите в его тарелку любимые продукты – ломтики фруктов, нарезанные кусочками оладьи, сладкую кашу. Если ребенок не любит овощное пюре, накладывать его в тарелку для самостоятельного приема пищи лучше не стоит.

Если ребенку уже более полутора лет, а он все еще не пытается есть самостоятельно, не торопитесь каждый раз кормить кроху. Поставьте перед голодным ребенком миску с вкусной едой и дайте ложку. Скажите, что мама очень занята и отойдите в сторонку, займитесь якобы важными делами. Ребенок должен понять, что иногда бывают моменты, что кроме него никто не сможет ему помочь. А голод, как говорится, не тетка, поэтому малыш быстро поймет, что и как нужно делать, чтобы покушать.

Умение ребенка правильно держать ложку приходит со временем. В самом начале, когда малыш еще совсем мал, он будет держать ложку в кулачке, это нормально. В более осознанном возрасте можно показать малышу, как держит ложку мама и папа. Каждый раз акцентируйте на этом внимание, мягко исправляйте положение рук крохи.

В детских магазинах есть специальные резиновые накладки на ложку со специальными выемками для пальцев. Они позволяют ребенку фиксировать пальчики в определенном положении. Со временем, когда ребенок привыкнет, тренажер убирается, а мышечная память не позволяет ребенку держать ложку по-другому.

Обучение ребенка любым навыкам в раннем возрасте – терпеливый и кропотливый труд. Не сердитесь, если у вашего малыша пока не все получается. Пройдет совсем немного времени, и вы будете с улыбкой вспоминать о причинах вашего беспокойства.

Видео: как научить ребенка кушать ложкой

Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам. Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

В каком возрасте начинать

Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев . Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей - создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Как правильно выбрать ложку

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:


Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.


Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.

Этапы приучения к ложке

Первый этап - приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

  • Игра . Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
  • Подражание . Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
  • Первые успехи : ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
  • Устойчивый навык . Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
  • Самостоятельное использование ложки.

Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта. С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

Алгоритм обучения


Чтобы процесс получения нового навыка прошел легко, соблюдайте определенный порядок действий. Разработайте определенный ритуал принятия пищи:
  1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
  2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
  3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
  4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
  5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
  6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

Совет : если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.

Частые ошибки

Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

  • Не начинать , если ребенок болен или у него режутся зубки. Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.
  • Нужно запастись терпением , не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя : он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать , если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом , читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все : две-три ложки – уже успех.

Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

В каком возрасте вы приучаете ребенка к ложке?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • К любому процессу обучения можно подойти творчески, тогда он принесет немало радости. Превратите процесс в игру: пусть кроха попробует кормить пупсов и зайцев, маму и папу. Чем чаще он будет тренироваться, тем быстрее освоит навык.
  • Обращайте внимание на мелочи : накладывайте на тарелку то количество еды, которое малыш в состоянии съесть. Для начала не предлагайте слишком жидкую пищу: суп ребенок попросту разольет. Желательно дать кашку, густое пюре или нежный творожок, детское питание из баночки. В первый раз предложите любимую еду из рациона крохи.
  • Лучше, если первый раз ребеночек возьмет в руку ложку сам . Для этого просто положите ее рядом, когда кормите его. Скорее всего, ваше чадо попытается тоже включиться в процесс. Продолжайте использовать кормление в две руки, пока кроха не научится питаться сам.
  • Иногда родители настаивают, чтобы ложка была в правой руке. Не нужно давить на малыша , пусть попытается действовать той рукой, которой хочет. Нельзя и заставлять на первых порах держать ложку правильно – со временем ребенок обязательно научится. Есть и такой способ: можно положить две ложечки по обе стороны от тарелки.

На заметку! Дети часто роняют предметы на пол. В итоге маме приходится возвращаться на кухню, мыть посуду. Оставлять ребенка в детском стульчике нельзя, поэтому его приходится брать с собой. Чтобы избежать такой ситуации, возьмите несколько ложек сразу и держите под рукой.

Если ребенок не хочет есть сам

Если малыш не хочет есть самостоятельно, нужно разобраться, почему. Может, вы слишком настаиваете, может, его мелкая моторика недостаточно развита или ему не нравится пища. Отложите обучение на несколько дней, смените столовые приборы. Купите тарелочку с красивой картинкой или с фото мультяшного героя, ему будет интересно съесть кашу, чтобы увидеть, что на ней нарисовано.

Многим неудобно есть в специальном стульчике, возможно, хорошим решением будет брать кроху на руки во время кормления. Стоит взять в свои руки обучение папе – с отцами, как правило, дети меньше балуются и капризничают.

Если кушает вся семья, можно устроить шуточное соревнование, кто быстрее и аккуратнее все съест, особенно, если есть старшие дети. Поиграйте, как машинка – ложка – заезжает в гараж – ротик. Но часто использовать такой прием не стоит – быстро проглоченная пища плохо усваивается. Слишком игровыми приемами увлекаться нельзя: хотеть кушать - главная мотивация для навыка есть самостоятельно.

Основы этикета для малыша

Основы пищевого поведения закладываются в детстве. Желательно сразу давать правильное представление о том, как вести себя во время приема пищи:

  • Правило мыть руки перед едой - основной навык личной гигиены. Нужно обучить, как это сделать, и настоять, чтобы действие вошло в привычку.
  • Не нужно окружать кроху во время кормления игрушками. Не давайте баловаться с едой и столовыми приборами. Желательно, чтобы прием пищи был в одно и то же время.
  • Не кормите ребенка каждый раз в разных комнатах .
  • Не давайте кусочки в промежутках между приемами пищи . Это не только испортит аппетит, у малыша пропадет мотивация к тому, чтобы захватывать пищу с помощью ложки.
  • Желательно научить чадо пользоваться салфеткой : положите одну рядом.

В первые годы жизни любимого чада родители часто испытывают стресс по незначительным поводам. Если ваш карапузик или маленькая принцесса хорошо развиваются и обладают хорошим здоровьем, не имеет особого значения, когда учить ребенка кушать ложкой и когда он освоит этот навык. Не ждите мгновенных результатов.

Не переживайте, если к началу посещения детсада кроха не вполне справляется со столовыми приборами. В детском садике такому малышу туго только на первых порах, зато обучение там проходит очень быстро.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Наши детки растут и взрослеют с каждым днем. Вот и пришла пора познакомиться со столовыми приборами, и прежде всего с ложкой. Навыки самостоятельного приема пищи - одни из первых, которые осваивает кроха на пути взросления.

Я сам!

Малыш уже давно пользуется ложкой, но до года его манипуляции этим столовым прибором скорее напоминают игру. Ложка для него прежде всего веселая забава, предмет для изучения. Некоторые родители пытаются пресечь игры со столовыми приборами. Но малышу пока совсем не понятно, почему он может как угодно манипулировать с игрушкой, а с ложкой ему этого делать категорически нельзя.

Покажите крохе, как ложка летает, разрешите почесать ею зубки, постучите ложкой по столу. Пусть он вертит ее в ручках, тем самым развивая мелкую моторику.

Малыш может пытаться применить ложку по прямому назначению примерно в 9-10 месяцев. До этого он был уверен, что брать еду ручками, возиться в каше пальчиком и рисовать пюре по столу, стенам и маме - высшее наслаждение. Но теперь ему становится понятно, что мама так не делает. Она берет еду из тарелки ложкой и несет ему прямо в рот!

После года кроха уже вовсю интересуется окружающим миром, так что пора позволить ему лично познакомиться с ложкой. Замечательным примером для подражания станет совместная еда со взрослыми, которые так ловко управляются с этим волшебным инструментом.

Педагоги предлагают специальную обучающую игру для годовалых деток. Покажите малышу, как держать ложку простым «детским» хватом, как шевелить ручкой при еде. Затем сядьте напротив ребенка и покажите, как нужно есть. Одновременно с этим можете кормить ребенка: ложку себе - ложку ему (при этом малыш должен держать в руке ложку). Потом скажите, что у крохи есть своя ложечка, и пусть он пробует кушать сам.

Чтобы заинтересовать ребенка применять ложку по назначению, попросите его покормить вас с ложечки. Так и поиграйте: он кормит вас, а вы - его. Если ничего не получается, не расстраивайтесь: завтра наверняка все выйдет. А если у него получилось, обязательно похвалите кроху!

Трудности перехода

Часто бывает так, что малыш настаивает на самостоятельности, но при этом добрая половина каши оказывается на столе, на полу, на стене и по всей кухне. Да и на кормление уходит вместо двадцати минут целых сорок, а то и целый час. Ничего страшного! Можно резюмировать, что союз между вашим крохой и ложкой заключен.

Настаивайте на том, чтобы вам самим покормить малыша, только в самом крайнем случае. Поверьте, ничего не случится, если вы выйдете гулять на пятнадцать минут позже, а кухню можно отмыть вместе, когда придете с прогулки. В любом случае крик на кухне неуместен, прием пищи должен сопровождаться только положительными эмоциями.

Бывает и противоположная ситуация. Ребенку уже скоро 2 годика, а он категорически отказывается брать ложку в руки и трудиться сам. Здесь уже проблема не в малыше, а в его родителях, которые прозевали тот момент, когда их ребенок был готов к самостоятельному приему пищи.

Мама, возможно, каждый раз думала, что самой покормить малыша гораздо быстрее и удобнее, чем смотреть на то безобразие, которое учиняет маленький разбойник. Но тем самым вы задавили на корню интерес ребенка к этому процессу. Если такое уже случилось, нужно наверстывать упущенное. Но как? Отличное средство - совместные обеды, когда малыш учится на вашем примере. Помогают и доводы о том, что он уже большой, а все взрослые едят сами. Ведь очень часто ребенок специально капризничает, когда видит, что родители после этого начинают ему потакать. А если он увидит, что все занимаются делом (то есть едой), то поймет, что самое время накормить себя самому. Вот и ложка рядом, как у мамы с папой. Когда малыш возьмет ложку в руки, похвалите его.

Тот счастливый день, когда ребенок сможет есть с ложки с наименьшими потерями, настанет, когда ему исполнится 2,5 −3 года. Но все равно шансы, что суп разольется, а макароны упадут под стол, еще очень велики.

Учимся аккуратности

Хвалите кроху всегда, когда он проявляет самостоятельность, одерживает очередную победу.

Аккуратности тоже нужно учить - спокойно и в игровой форме. Как это делать? Устройте соревнование. Кто сегодня за обедом меньше всего накапает на стол? У кого сегодня меньше всего будет крошек? У кого в тарелке ничего не останется? Не бойтесь поддаваться, хотя и без фальши - дети ее очень чутко чувствуют. Ни в коем случае не корите малыша за проигрыш. Скажите, что это была лишь тренировка, а сами соревнования еще впереди. Обязательно играйте всей семьей! Только к 4-5 годам ребенок научится свободно владеть этим инструментом. Скатерть останется чистой, суп будет весь съеден, и времени на обед станет уходить намного меньше.

Если малыш не боится ложки и с удовольствием ее использует, значит, ваша задача - построить между ним и этим столовым прибором прочный союз - выполнена на все сто процентов!

В магазин за ложкой: какую предпочесть?

Возьмите малыша с собой, продемонстрируйте ему весь ассортимент. Выбор велик: ложки бывают анатомические и обычные, с мягким покрытием и даже… с термометром. Приобретите такую, которая будет удобной, безопасной, красивой и, самое главное, понравится ребенку. Ложки из серебра и золота годятся только в качестве подарка и сувенира. Не покупайте громоздкие и тяжелые ложки и модели, сложные в использовании. Обязательно обратите внимание на то, из чего ложка сделана. Подходит только безопасный, прочный пластик и нержавеющая сталь. Пластмассовая ложка гнется и выглядит хлипкой, а ручка у нее тонкая? Она может сломаться и поранить малыша. А насыщенные красители токсичны!

Людмила Булгакова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!