Женщина и малыш - 1001mom

Как делать с ребенком уроки без нервов. Как не кричать на ребенка во время домашних заданий? Алгоритм выполнения домашнего задания

Риторический вопрос, который задаю себе мамы детишек начальной школы, да и родители старшеклассников иногда мучаются с этой проблемой, но для них она более глобальна и вопрос стоит другой: Как помочь своему ребенку при выполнении домашнего задания? Поэтому речь пойдет именно о родителях детишек начальной и средней школы.

С чего начать…

Ежедневно наши детишки приходят со школы нагруженные домашними заданиями, поэтому им требуется полная передышка в течение часа-двух. После перезагрузки, когда ребенок покушает и наиграется, а в этом возрасте игры необходимы, как неотъемлемая часть обучения, можно постепенно переходить к выполнению домашнего задания. Главное правило: выполнение домашних заданий должно происходить в одно и то же время и в одном и том же месте, что бы выработать систему. Такое правило поможет упорядочить сам процесс обучения. Специалисты считают, что период с 15-00 до 18-30 является лучшим для выполнения домашних заданий. Длительность же выполнения может быть разной, но не должна превышать более 30 минут для детей младше 12 лет. Желательно выполнять задания в несколько подходов с небольшими передышками (переменками, как в школе). Во время отдыха ребенок может перекусить или выпить стаканчик сока, съесть яблочко, немного подвигаться. Главное не засиживаться с уроками допоздна, когда у ребенка пропадает концентрация и он физически изнеможен. Выполнения некоторых заданий можно переложить наутро, так же стихи, которые не запоминались вечером, с утра, на свежую голову, усваиваются намного лучше.

Процесс выполнения домашних заданий.

Стоит ли сидеть с ребенком при выполнении домашних заданий или предоставить полную свободу? Ответ однозначный, да. Пока ребенок не научится самостоятельно, без вашей помощи выполнять работу, необходимо контролировать процесс. Но это не значит, что вы должны «как коршун» нависнуть над ребенком и контролировать написание каждой буквы. Ребенок должен ощущать ваше присутствие и чувствовать поддержку, так как это успокаивает и дает ему веру в свои силы. Не заставляйте ребенка переписывать, если он допустил ошибку, лучше аккуратно зачеркнуть и исправить. По поводу ведения черновиков мнения родителей расходятся. Лучше придерживаться золотой середины. Черновик, безусловно, нужен, но для решения примеров или разбора сложной задачки, тренировки написания отдельных слов. Выполнение упражнений по русскому языку не требует написания в черновик, а затем машинальное переписывание начисто, так как никаких положительных результатов это не дает. Каков же размер помощи, которую вы можете оказать ребенку при выполнении домашнего задания. Здесь главное не переборщить, чтобы ребенок не переложил на вас весь процесс выполнения работы. Можно распланировать выполнения заданий, помочь начать работу и отойти, чтобы заняться домашними делами, периодически подходя и проверяя процесс, ребенок должен знать, что если понадобится, вы сможете помочь ему. Еще одно неотъемлемое правило: не решайте все за ребенка, он должен научиться сам, правильно ставить вопросы и, рассуждая искать ответы. Только так вы научите его самостоятельности.

Как не взорваться.

Бывает, наступает кризис, когда ребенок не в состоянии запомнить правило или выучить текст, вы сами не осознавая этого, начинаете повышать голос и требовать, необходимо сделать передышку и переключиться на что-то другое. Кричать на ребенка, раздражаться, показывать свое недовольство тем, что ребенок не способен выполнить задание и запомнить урок, опасно. Все это может привести к полному отвращению к учебе и непоправимому стрессу. Если не получается сдерживать себя, попробуйте переключить домашние занятия на другого взрослого члена семьи.

Подводим ребенка к самостоятельности.

Подвести ребенка к полной самостоятельности можно только с годами, когда ребенок будет готов к независимости от вашей помощи. К этому нужно готовить, постепенно ослабляя контроль проверки уроков. Но до конца контроль снимать не стоит, просто изредка просматривайте работы, интересуйтесь заданиями и будьте готовы прийти на помощь при любых затруднениях. Ребенок до конца должен осознавать, что у него есть надежное плечо для поддержки. Если вы привьете интерес к учебе, можно считать, что основную задачу в образовании своего чада вы выполнили.

Мамы школьников неохотно бредут домой с работы, потому что знают: там их, как и много лет назад, ждет «домашка». Но теперь уроки приходится делать с детьми. Стресс для двоих… Обычно родители делятся на две категории: одни игнорируют: «Тебе задали, ты и делай!», а другие садятся за стол и сами начинают разбираться с задачками и правилами, нередко делая за ребенка его же уроки. Оба подхода неверны. Психологи дают ряд советов по правильной организации выполнения домашних заданий с детьми.

Режим — основа всего

Желательно, чтобы ребенок садился за уроки в одно и то же время. Хорошо, если после школьных занятий он час погуляет на свежем воздухе, а уже потом начнет грызть гранит науки. Идеальное время — в интервале с 15:00 до 18:00. Важно, чтобы каждые полчаса ребенок делал перерыв на 5-10 минут. Для подкрепления сил принесите ему в это время сок, яблоко или кусочек шоколада. В качестве разгрузки можно выполнить простые упражнения — зарядку для пальцев, приседания и т.п. Превратите выполнение домашнего задания в ритуал (он обязателен, даже если ничего не задано на завтра, можно сделать задание на другой день).

Следите, чтобы ребенок не затягивал уроки допоздна. Не успел все сделать? Придется ему встать утром пораньше. Все равно после 20:00 (у старших школьников после 21:00) концентрация внимания снижается. Желательно не разрешать ребенку смотреть телевизор или играть за компьютером перед домашним заданием — это расслабляет и снижает мотивацию. Пообещайте ему час игр после выполнения всех заданий.

Роль взрослого

Часто родители открывают учебник ребенка и впадают в шок от сложности заданий. Они тут же начинают обзванивать всех знакомых, строчить посты в социальных сетях в поисках решений. Это неправильно. Ведь выигрывает не тот, кто принесет в тетрадке верный ответ, а тот, кто сумеет его найти самостоятельно. У родителей здесь две задачи: организовать процесс и оказать моральную поддержку. В крайнем случае минимальную помощь. А выражаться она будет в наведении на правильный путь для выполнения задания. Младшие школьники часто застревают на заданиях, по пять минут перечитывают условия задачи. Важно подтолкнуть их, задать при необходимости наводящие вопросы, не подсказывая ответ.

Держите себя в руках! Не злиться может быть сложно, но придется поработать над собой.

Три главных не: не злиться, не обзывать ребенка и не сравнивать в учебе с другими детьми. Ваш ребенок должен чувствовать, что вы рядом, верите в него и готовы прийти на помощь. Не обязательно «чахнуть» над учеником и дышать ребенку в затылок. Обсудите, что он сможет сделать без вас (например, рисование или природоведение), а в чем ему потребуется ваша помощь (русский, математика, иностранный).

Займитесь своими делами, но будьте неподалеку. Только не надо включать телевизор или садиться за компьютер — никому не хочется работать, когда другие расслабляются. Помните, что ваша цель — научить ребенка самостоятельно планировать и выполнять домашнее задание, и рано или поздно вы вместе ее достигните.

Если у вас есть вопросы, возникли сложности, не стесняйтесь поговорить с учителем. Пусть он подскажет вам алгоритм выполнения задания по его предмету.

Черновик — вещь хорошая, но пользоваться им надо с умом. Переписывания отнимают много сил и времени, поэтому там, где можно обойтись без черновика, обходитесь! А заодно научите ребенка аккуратно исправлять ошибки в чистовике.

Спокойствие, только спокойствие!

Часто выполнение домашнего задания становится сущим наказанием для родителей и ребенка. Вы срываетесь на крик: «Как ты можешь не понимать простого правила?!», а ребенок впадает в истерику. Он устал, вы устали. Отложите выполнение этого предмета, занявшись другим, или сделайте перерыв. Такое поведение родителей может вызвать у ребенка стресс, внушить комплекс вины, понизить самооценку и навсегда отбить интерес к учебе.

Если вы слишком раздражительны, делегируйте контроль за «домашкой» более спокойному папе или доброй бабушке, а может, есть смысл нанять репетитора. В последнем случае обязательно поговорите с ребенком, объясните ему, что такое решение не говорит о его бестолковости, а наоборот, позволит лучше успевать в школе.

Порядок на столе — это важно!

На продуктивную работу школьника влияют разные факторы, и порядок на столе один из них. Помогите своему сыну или дочери правильно организовать системы хранения: карандаши и маркеры уберите в органайзер, книги расположите на полках, а тетради в выдвижных ящиках стола. Если ребенок будет держать свое рабочее место в порядке, это научит его самоорганизации.

Всем, кто имеет детей-школьников, знакома проблема выполнения уроков. Как правило, дети воспринимают домашние задания как наказание, стараются всячески избежать этой повинности и сильно огорчают своим отношением к урокам мам и пап.

Как организовать дома учебный процесс

Как же нужно организовать дома учебный процесс, чтобы для ребенка выполнение домашних заданий было не стрессовой ситуацией, а приятной и радостной?

Ни в коем случае не заставляйте ребенка давать отчет о прошедшем школьном дне сразу, как только он переступит порог дома. Ведь его мозг перенасыщен информацией, пусть ребенок придет в себя, отдохнет от школы, покормите его и пустите поиграть и погулять.

Назначьте вместе с ребенком время, отводимое для уроков. Врачи считают период с трех часов дня до пяти-шести вечера наиболее оптимальным для выполнения домашних заданий. Время должно быть постоянным, чтобы ребенок мог планировать свои игры и освобождаться от них к назначенному часу.

По своей длительности занятия могут быть индивидуальными, так как дети в разном ритме усваивают материал, но не нужно подгонять ребенка и спешить расправиться со всеми заданиями сразу. До 12 лет ребенок может заниматься без паузы только полчаса, поэтому, если он что-то не успел, лучше отложить на утро. В перерывах между домашними заданиями следует дать ребенку отдых, напоить его соком или предложить шоколад.

Стоит ли вмешиваться в процесс уроков и помогать ребенку?

Хотя бы в первый год обучения это делать надо, так как малыш еще не умеет продуктивно планировать свое время, взрослый человек должен быть рядом и помочь ему справиться с уроками. Ведь первоклассник может растеряться при виде задачи или упражнения, не суметь понять задание, а вследствие этого разочароваться в своих силах и способностях.

Если ребенок вынужден выполнять уроки один, то можно с ним договориться, что самостоятельно он делает то, что ему понятно и легко, например, читает, учит стих, решает примеры. Остальные трудные задания вы сделаете вместе, когда вернетесь домой.

Не настраивайте ребенка на ваше постоянное присутствие. Дайте ему понять, что у вас тоже есть свои задания, работа, которую вам тоже необходимо сделать. Просто покажите ему, что вы рядом, и он в любом сложном случае может рассчитывать на вашу помощь.

Не стоит осуществлять тотальный контроль над каждой буквой и цифрой ребенка, иначе вы будете вынуждены учить с ним вместе уроки до получения аттестата. Ваша помощь должна заключаться не в выполнении уроков за него, вам нужно научить малыша мыслить и рассуждать, ставить правильно вопросы и уметь на них отвечать. Тогда он сможет заниматься без вашего участия.

Надо ли вам встречаться с педагогом и как часто это нужно делать?

Не нужно пенять учителю на слишком трудные задания, или, наоборот, просить дать вашему малышу дополнительные. Все это вредит развитию ребенка. Он либо ничего не станет предпринимать, чтобы одолеть непонятные и тяжелые задания, либо совсем откажется что-то делать дома.

Полезно будет научить школьника правильно общаться со своим преподавателем и просить у него помощи в случае непонятного упражнения.

Нужны ли дополнительные задания

Сначала сделайте все основные уроки, а потом можно применить игровую форму и дать ребенку немного еще позаниматься. Например, после диктанта предложите ему поискать слова в словаре, или после урока математики попробуйте рассчитать ингредиенты для пирога. Но помните, что все эти дополнительные задания должны выполняться ребенком с интересом и добровольно.

Если наступает кризис, что делать?

Бывает, что малыш застопорился на чем-то, не в состоянии повторить правило либо не помнит таблицу умножения, и вы, устав безуспешно требовать от него знаний, повышаете голос, раздражаетесь и уже не сдерживаете свои эмоции. Это кризис и в этом случае надо прервать занятия и переключиться на что-то другое.

Опасно кричать на ребенка, раздражаться и негодовать по поводу его неспособности понять урок. Регулярные крики над школьной тетрадкой могут вылиться в полный отказ учиться. Если вы не можете держать себя в рамках, то лучше поручить домашние занятия репетитору либо иному члену семьи. Ведь вы можете и не уметь доходчиво объяснить материал, и ребенок просто вас не понимает.

Репетитор – это неизбежно?

Он необходим, если вы четко видите, что у ребенка неполадки с каким-то определенным предметом. Предварительно следует поговорить с малышом, разъяснить ему необходимость занятий с частным учителем, главное, чтобы он не воспринял эти занятия как наказание. Он должен понимать, что помощь еще одного учителя ему облегчит учебу, он станет получать хорошие отметки по непонятному ему предмету.

В какой момент стоит оставить ребенка наедине с домашними заданиями

Вы должны незаметно подвести его к этому моменту. Каждый школьник индивидуален, и в разное время становиться самостоятельным. Если вы обратите внимание на его ритм выполнения домашних уроков, то поймете, когда он будет готов для независимости от вашей помощи.

Для начала ослабьте контроль его уроков. Проверяйте его тетрадки через день, через два или три дня. Выделите день, когда вы вместе станете подводить итог прошедшей неделе и обсуждать все достижения и промахи в обучении, случившиеся за этот период. Обязательно спрашивайте ребенка о его предпочтениях в предметах, что ему дается легче, а что тяжелее. То есть до конца не снимайте контроль, просто присматривайте издали и будьте готовы прийти на помощь.

До 13-14 лет идет этап становления самостоятельности школьника, и уже будет ясно, сумели ли вы научить его ответственно относиться к выполнению домашних заданий, или ребенок все еще сопротивляется. Расстраиваться в последнем случае бессмысленно, ребенку просто нужно привить интерес к учебе.

На то, что вы не будете сидеть с ним за уроками вечно. Поговорите с ним о том, что школа - это его дело и его заботы. Конечно, школьные оценки могут порадовать или огорчить родителей, но учится ребенок для себя и для того, чтобы потом получить хорошую профессию. Кроме того, учиться - интересно. Вы же просто ему помогаете освоиться в новой ситуации. Вполне возможно, что такую беседу придется провести не один раз.

Поговорите с учителем - требования дома и должны быть едиными. Очень хорошо, если вы немного познакомитесь со школьной программой по всем предметам, а также обсудите с педагогом, чему ребенок должен научиться, скажем, в ближайший . Попросите показать вам тетради тех учеников, домашние задания которых выполняются в соответствии со школьными требованиями. Можно попросить и просто задания, если его нет в специальной рабочей тетради.

Рассмотрите образец задания. Спросите ребенка, понял ли он, что нужно делать. Поинтересуйтесь, знает ли он, каким способом можно выполнить задание. Если ребенок затрудняется - предложите ему подумать. Только после этого подскажите свой вариант.

Первые дни можно посидеть с ребенком все время, пока он выполняет задание. Наберитесь терпения. Ребенок в любом случае должен сделать уроки сам. Даже если у него что-то не получается - не спешите хватать карандаш. Лучше просто остановить ребенка и сказать: ты неправильно ведешь линию, поэтому получается криво, постарайся вести ее строго сверху вниз.

Через несколько дней, посадив ребенка за уроки и проверив, понял ли он цель задания и методы его выполнения, выйдите на какое-то время из комнаты. Ведь у вас полно домашних дел, а ребенок достаточно взрослый, чтобы делать уроки самостоятельно. Но периодически подходите посмотреть, как идут дела.

На следующем этапе просто напомните ребенку, что нужно делать уроки и спросите, что задано. Посмотрите, правильно ли подготовлено рабочее место. Выйдите из комнаты или присядьте в кресло с книжкой, чтобы находиться рядом, если ребенок что-то спросит. Если он задает вопрос, на который вы уже отвечали - предложите ему подумать самостоятельно и отвечайте только в том случае, если ребенок действительно прочно забыл. После того, как ребенок выполнил задания, проверьте результат. Это вам придется делать еще долго. На последнем этапе уже можете ничего не напоминать ребенку, а домашние задания - проверять вечером.

Видео по теме

Обратите внимание

Если вы попросите у учителя тетрадку с образцом домашнего задания и покажете ее ребенку - старайтесь сделать это так, чтобы ребенок не узнал, чья это тетрадка. Ни в коем случае не говорите: «А вот Вася хорошо делает, а ты плохо». Ни к чему, кроме ненависти к хорошему Васе, такой подход не приведет. Старайтесь говорить, что вот в этой тетрадке задание сделано правильно, ты, если постараешься, тоже сможешь сделать не хуже или даже лучше.

Рабочее место лучше оборудовать до начала учебного года. Потом будет меньше хлопот, да и ребенка это настроит на серьезный лад. Мебель должна быть строго по росту.

Не дожидайтесь вечера. Домашние задания лучше делать днем, после прогулки, когда ребенок уже достаточно отдохнул после школы и еще не успел устать от игр. Подготовьте рабочее место. На столе не должно быть лишних предметов, которые будут отвлекать ребенка - а возможно, что и вас. Правильно расположите свет - он должен падать слева. Сами сядьте справа от ребенка.

Убавьте громкость телевизора или радио. Можно оставить только негромкую спокойную музыку.

Помните, что после нескольких заданий нужно сделать перерыв.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!